Новости
05 сентября 2016 г. |
В России запускают площадку для решения конфликтов в интернет-торговле |
Конфликты потребителей и продавцов будут решаться на базе ассоциации компаний розничной торговли Первое время онлайн-площадка будет действовать как эксперимент на деньги компаний, входящих в ассоциацию. Чиновники оценивают такой механизм неоднозначно, а юристы для минимизации конфликтов предлагают просто увеличить судебные издержки. В пресс-службе Минэкономразвития сказали, что «в инициативном порядке пилотный эксперимент готовы реализовать участники рынка». Речь, скорее всего, идет об АКИТ. Когда конкретно будет запущена площадка по разрешению конфликтов, в АКИТ сказать затруднились. Представитель организации Артем Соколов отметил, что покупатели смогут попытаться решить конфликт в досудебном порядке на этой площадке после жалобы в магазин. Далее потребитель должен предоставить любые бумаги или электронную переписку, которые подтвердят факт наличия конфликта. «После этого представители независимого Общества защиты прав потребителей рассмотрят возникший спор», — пояснил Артем Соколов. В качестве санкций для магазинов-нарушителей могут быть использованы публичные рейтинги, чтобы покупатели могли знать о поведении ритейлеров. По словам Артема Соколова, АКИТ использует подобную систему решения конфликтов с 2012 года, успевая ежегодно рассматривать до 300 жалоб клиентов. Для участников АКИТ данная система действует бесплатно, кроме того, к нарушителям в определенных ситуациях могут применяться санкции, вплоть до исключения из организации. По данным Союза потребителей, число жалоб граждан на действия интернет-магазинов превысило 100 тыс. за 2015 год. При этом, согласно прогнозу общественных организаций с учетом динамичного роста сферы электронной торговли на 2017–2018 годы, число таких обращений достигнет более 200 тыс. в год. По мнению Минэкономразвития, которое было инициатором появления подобной площадки в России, подобный механизм способен разрешить до 80% всех конфликтных ситуаций и, как следствие, снизить нагрузку на судебную систему. Причем это не единственные проблемы, которые будут решены. — В интернет-торговле досудебная процедура решения конфликтов актуальна, потому что участники рынка, в первую очередь крупные интернет-магазины, жалуются, что со стороны покупателей начались злоупотребления правом о защите потребителей, — сказал «Известиям» замминистра экономического развития Олег Фомичев. Он также добавил, что «целый ряд адвокатских контор в интересах покупателей начинает обращаться в суды с массовыми исками по любому поводу, чтобы стрясти деньги с ритейлеров». Партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов говорит, что представлять в суде обманутых покупателей достаточно выгодно. «По закону в пользу обманутого клиента с продавца взыскивается штраф в размере 50% от изначально заявленной суммы», — уточнил он. Председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго считает, что увеличение количества споров в области интернет-торговли наблюдается из-за роста этого сегмента рынка. Он уверен, что снизить количество рассматриваемых в суде конфликтов может увеличение размера судебных издержек, взыскиваемых с проигравшей стороны. |